Магистральный газопровод
Магистральный газопровод
Транспортировка по трубам является одним из наиболее экономных и эффективных методов доставки различных газов и жидкостей. Единственным значимым недостатком можно назвать серьезные капиталовложения вложения на проектирование и строительство магистральных газопроводов. Тем не менее, все затраты обязательно окупятся, а незначительные расходы на содержание магистрального трубопровода дают возможность владельцу получать стабильный доход. Трубопроводный транспорт газа в России активно развивается с 1950 года. Толчок развития связан с разработкой новых месторождений, а также строительством завода по переработке нефти в Баку. Каждый год система магистральных газопроводов увеличивается.
Газопроводный транспорт России
Магистральный газопровод представляет собой инженерную конструкцию трубопроводного транспорта, используемую для транспортировки метана и природного газа. В трубу газ подается при помощи избыточного давления. Сложно поверить в то, что Россия, являющаяся самым крупным экспортером «голубого топлива», когда-то полностью зависела от сырья, приобретенного за границей.
В далеком 1835 году в Санкт-Петербурге состоялось открытие первого завода по добыче «голубого топлива», который имел систему распределения от месторождения до потребителя. Газ на этом заводе получали из иностранного каменного угля. Через 30 лет аналогичное предприятие было возведено в Москве. Однако, вследствие высокой стоимости строительных работ, а также наличия только импортного сырья первые газопроводы России строили маленького размера. С развитием технологий, увеличивались
В составе магистрального газопровода присутствуют основные и дополнительные трубы. Диаметр дополнительных труб не должен быть больше 1420 мм. Он зависит от особенностей объекта.
Все трубопроводы делят на три класса, которые зависят от уровня давления, под которым транспортируется вещество. Данный параметр необходимо обязательно учесть на этапе проектирования, потому что при превышении норм повышается и вероятность аварий. Давление может колебаться в пределах от 1,2 до 10 МПа. Стандартным рабочим давлением является показатель в 7,5 Мпа.
Магистральные газопроводы России бывают:
- надземные
- подземные
- подводные.
Надземные основные магистральные газопроводы вследствие небольшого подъема не мешают движению транспортных средств. Такой вариант применяется, чтобы преодолеть водные препятствия, овраги и другие преграды.
Строительство подземных сетей ведется в особых траншеях, глубина которых определяется уровнем промерзания грунтов. По этой причине в процессе проектирования системы для транспортировки влажного газа нужно обязательно принимать во внимание климатические особенности местности, состав грунта, а также диаметр труб. К примеру, осушенный газ транспортируется по траншее глубиной 0,8 м. На дне траншеи обязательно должен находиться слой утрамбованного песка, а укладываемые трубы должны быть покрыты несколькими слоями битумно-полимерной мастики или полимерной скорлупой. Только после этого траншею заполняют грунтом.
Подводные системы прокладывают для передачи продуктов из морских территорий, на дне рек или больших озер. Стандартная комплектация трубопровода включает главную и промежуточную компрессорную станции. До попадания к конечному потребителю газ подается в специальный распределительный пункт, где давление снижается до уровня, предусмотренного местными трубопроводами. Карта магистральных газопроводов России выглядит следующим образом:
Чтобы гарантировать сбалансированность функционирования системы прямо в районе потребления формируются специальные хранилища. Например, летом в этих хранилищах накапливают газ, который потом используется во время отопительного сезона.
Нельзя допускать разрушения труб вследствие их контакта с грунтом, водой или воздухом. Эту задачу помогает решить внешняя противокоррозионная изоляция. Кроме этого, применяют катодную защиту, которая работает на базе отрицательного потенциала. Важным моментом является обеспечение высокого уровня надежности газовой сети. Этого можно достичь при помощи:
- наличия перекачивающего оборудования на компрессорных станциях
- применения высококачественных стальных труб
- формирования дополнительных параллельных линий, сочетающихся с основной, благодаря перемычкам.
Эксплуатация магистральных газопроводов
Эксплуатация газопровода осуществляется с учетом ключевых моментов работы сети. Прежде всего, это производительность. Ее вычисляют, учитывая топливно-энергетического баланса районов, в которые будет осуществляться доставка. В том случае, если трубопровод функционирует в среднем уровне мощности, тогда центробежные нагнетатели не оказывают влияния на эффективность. Однако, их роль повышается при росте нагрузки.
Еще одним важным параметром является автоматическая регулировка. Специалисты проводят анализ особенностей управления магистральными газопроводами. Важно определить уровень устойчивости системы и выявить процессы, без которых не может наблюдаться сбалансированного функционирования. Рост важности автоматической регулировки прямо пропорционален расстоянию транспортировки.
Ответственность за управление магистральным газопроводом несет государственное предприятие. В России таковым является ОАО «Газпром».
Не менее важны и обозначения, выполняющие информационную и предупреждающую функции. Нанесение специальных символов — неотъемлемая часть эксплуатации магистральных газопроводов. В обозначениях зашифрованы объекты, зона и глубина трубопровода. Обозначения содержат два информационных блока:
- вертикальный указатель содержит информацию о площади территории особой опасности, месте залегания и других важных особенностях
- на горизонтальном размещена информация о размещении опасного участка. На нем прописано расстояние в километрах по всей трассе.
Проектирование газопровода
На первом этапе осуществляет составление проекта, формируется система документов, в которой отображаются все технические данные. Обязательно должны быть отмечены диаметр и рабочее давление труб, а также число станций, ответственных за перекачку. В проекте содержится схема предполагаемого расположения магистрального газопровода, классификация сетей по уровню давления.
Задачи составления проекта следующие:
- гарантировать регулярную транспортировку
- проведение профилактических мероприятий
- высокий уровень комфорта и безопасности для потребителей.
До старта строительства проект трубопровода подвергается строгой экспертизе в государственных органах. Это необходимо, чтобы предотвратить возможные негативные последствия, которые могут возникнуть из-за ошибок в схеме магистрального газопровода.
Глубину расположения труб под землей определяет тип транспортируемого вещества и уровень промерзания грунта в каждом конкретном регионе. Если есть возможность осушения и осадки грунта, то глубина траншеи должна быть более 1,1 метра.
Охрана магистральных газопроводов
Газовая сеть – объект повышенной важности, следовательно, имеются строго установленные правила, касающиеся ее использования. Любые работы субъектов хозяйственной деятельности около участков, где пролегает газопровод, должна быть ограничена. Для работы необходимо получение соответствующего разрешения от органов местного самоуправления.
Предприятие-владелец обязано каждые три месяца проинформировать население прилегающих территорий касательно расположения трубопровода. Для этой цели применяются печатные издания, местное телевидение или радио. Управление трубопроводом связано с соблюдением общих и разработкой специальных правил эксплуатации объекта.
Трубопровод – объект повышенной опасности, поэтому вокруг него существует охранная зона магистрального газопровода. Высокий уровень опасности определяется и непосредственно особенностями транспортировки, и серьезными характеристиками нефти, газа и прочих веществ. Если нарушается целостность трубопровода, то может случиться взрыв, разрушение и загрязнение прилегающих земель, формирование дымового облака, пожар, и прочие негативные последствия.
Специальные знаки должны находиться в непосредственной близости от трубопровода, на высоте не менее 1,5-2 метра от уровня земли. Устанавливают их через каждые 500 метров, а также на каждом повороте шоссе. Крайне нежелательно, чтобы проезжая часть пересекалась с трубопроводом, однако, в ряде случаев избежать этого никак не удастся. Подобные участки должны быть оборудованы знаками, которые запрещают автомобилям парковаться.
Как видим, магистральный трубопровод является объектом повышенной опасности. В процессе строительства крайне важно учитывать все требования нормативных актов и доверять работу исключительно квалифицированным специалистам, которые имеют все необходимые сертификаты. Во время эксплуатации очень важно четко следовать всем правилам работы на таком объекте. Только в таком случае, магистральный трубопровод станет стабильным источником прибыли для владельца и гарантирует получение конечными потребителями газа, нефти и других продуктов транспортировки.
Источник: mining-prom.ru